Церковь Девы Марии (Мариенкирхе) была заложена во Франкфурте-на-Одере во второй половине XIII века. В XIV веке город стал резиденцией маркграфов, и небольшая готическая трехнефная базилика была расширена. Тогда же в ней появились три огромных витражных окна.
Окна Мариенкирхе были тематическими. Первое, северо-восточное,— окно Бытия — было посвящено событиям Книги Бытия. Источником сюжетов для среднего послужила так называемая "Библия бедных" — поучительно подобранные параллели между событиями Ветхого и Нового Заветов. Третье, беспрецедентное с иконографической точки зрения "окно Антихриста", отведено апокалиптическим событиям: его витражи изображают события биографии Антихриста, какой она представлялась средневековым богословам.
Эти витражи простояли в церкви шесть веков, и даже смена конфессии храма в XVI веке (из католического он стал протестантским) не сильно повлияла на его внешний облик. Однако летом 1943 года, когда союзническая авиация начала систематические бомбежки Франкфурта, витражи Мариенкирхе были демонтированы и перевезены в Потсдам, где вместе с другими хранящимися в Потсдаме произведениями искусства были конфискованы советскими войсками.
В апреле 2002 году Россия возвратила Германии 111 цветных витражей из церкви Святой Марии (Marienkirche) во Франкфурте-на-Одере, вывезенных в СССР после Второй мировой войны и хранившихся в Эрмитаже.
В октябре 2007 года российское правительство приняло решение вернуть еще шесть средневековых витражей, хранящихся в в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
После двухлетней реставрации витражи были вновь смонтированы на окна церкви.
#искусство@medieval_architecture